УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ДАЛЬНЕГОРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №5» г. Дальнегорска с. Краснореченский
РАСМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
На педагогическом
Протокол № 1
от «02 » сентября 2025 г.
Приказом заведующего МДОБУ «Детский
сад общеразвивающего вида № 5»
г. Дальнегорска с. Краснореченский
№ 130/А от 02.09.2025г.
______________ Н.В. Моторина
МАУГЛИ:СПОРТИВНЫЕ ДЕТКИ.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
Срок реализации программы:
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Седышева Наталья Викторовна
воспитатель
Уровень программы: стартовый
Срок реализации: 1год
Возраст обучающихся 5-7лет
с. Краснореченский
2025 г.
Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Практика последних лет показала необходимость использования в
процессе физического воспитания детей позитивного опыта и огромного
технологического
потенциала
спорта,
так
как
регулярные
занятия
физической культурой и спортом играют большую роль в становлении
личности и формировании здорового образа жизни подрастающего
поколения.
Такое значение физической культуры и спорта, в свою очередь,
актуализирует проблему эффективности системы физического развития
детей в дошкольных образовательных организациях. В связи с этим идет
интенсивный
процесс
разработки
физкультурно-оздоровительных
программ, технологий, соответствующих современному уровню развития
общества и способных обеспечить каждому ребенку индивидуальный
подход
к
проблеме
его
здоровья
и
уровню
его
физической
подготовленности.
Государство придает большое значение физическому развитию и
оздоровлению детей. Так, например, одной из главных задач Стратегии
развития воспитания
в Российской Федерации на период до 2025
года (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р)
является «… повышение эффективности воспитательной деятельности в
системе образования, физической культуры и спорта…». Стратегия
ориентирована на развитие социальных институтов воспитания, обновление
воспитательного
процесса
в
системе
общего
и
дополнительного
образования, в сферах физической культуры и спорта, культуры на основе
оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта,
достижений научных школ…
Роль двигательной активности в развитии дошкольников неоспорима.
Поэтому
необходимо
организовать
2
образовательный
процесс
таким
образом, чтобы реализовать в полном объёме потребность дошкольников в
движении. На этой основе развиваются те двигательные качества, которые
традиционно рассматриваются как основные направления физического
развития ребёнка в процессе физического воспитания: ловкость, сила,
скорость, выносливость.
Разработка данной программы оздоровления и занятости детей была
вызвана:
повышением спроса родителей и детей на занятие спортом;
модернизацией старых форм работы и введением новых форм тренировок;
необходимостью использования потенциала детей и педагогов в реализации
цели и задач программы.
Направленность программы: физкультурно-спортивная.
Уровень освоения программы: стартовый.
Адресат программы: обучающиеся (организация) в возрасте от … до …
лет.
Особенности организации образовательного процесса
Срок освоения программы – 36 недели.
Объем программы - 36 часов.
Режим занятий: с 01.09.2025г по 31.05.2025г
Учебная нагрузка (в неделю) – 1 академический час.
Продолжительность академического часа – 30 минут.
Форма обучения – очная.
Форма деятельности – групповая.
Количество человек в группе -25
Программа
обучающихся
составлена
и
требований
с
учётом
возрастных
особенностей
СанПиН
2.4.3648-20
«Санитарно-
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
3
1.2 Цель и задачи программы
Цель
программы:
посредством
сохранение
выполнения
и
укрепление
здоровья
стандартизированного
детей
комплекса
общеразвивающих и силовых упражнений, упражнений для развития
прыгучести, ловкости и гибкости.
Задачи программы:
Воспитательные:
воспитывать потребность в здоровом образе жизни;
воспитывать трудолюбие, дисциплинированность, сознательную активность;
воспитывать стойкость характера в стремлении к победе.
Развивающие:
развивать наблюдательность, воображение, концентрацию внимания, слуха;
развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие общение,
совместную игровую деятельность в группе, сотрудничество.
Обучающие:
совершенствовать технику основных движений, добиваясь естественности,
легкости, точности, выразительности их исполнения;
развивать двигательные умения и физические качества (мышечную силу,
выносливость, подвижность);
формировать начальные умения, необходимые для самостоятельных занятий
спортом.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№
п/п
Количество часов
Название темы
Всего
Теория
Практика
1.
Инструктаж по ТБ.
Основной
(разминочный)
комплекс
2
1
1
2.
Комплекс для развития
8
0
8
4
Формы
аттестации/
контроля
Наблюдение,
Игра
Опрос
Игра
Тест
мышц живота, спины и
плечевого пояса
3.
Комплекс для развития
прыгучести, гибкости
8
0
8
4.
Комплекс
«Акробатика»
10
0
10
Опрос
Игра
Тест
Игра
5.
Подвижные игры.
Итоговые спартакиады
6
0
6
Зачет
итого
Содержание учебного плана
1. Тема: Инструктаж по ТБ. Основной (разминочный) комплекс
Теория: Инструктаж по ТБ. Основной (разминочный) комплекс. Понятие о
команде; цели, задачи команды, правило успеха, единый дух команды, командные
виды спорта.
Практика: Базовые упражнения на месте: общеразвивающие упражнения,
отжимания, перекаты, приседания, наклоны; базовые виды движения:
спортивная ходьба, обычный бег, разновидности бега. «Фонарики!»,
«Зарядка!».
2. Тема: Комплекс для развития мышц живота, спины и плечевого
пояса.
Практика:
Игровые
упражнения
«Спортивная
ходьба», «Перебежки»,
«Челнок», «Высокие полупальцы!» «Сед между пятками!» «Глубокие
приседания!» эстафеты с лазанием по гимнастической скамейке, эстафеты с
большим и малым мячом, эстафеты с различными предметами.
3. Тема: Комплекс для развития прыгучести, гибкости.
Практика: Игровые упражнения «Упор присев – упор лежа», «Высоко
поднимая колени!», «Захват большого пальца!», «Лодочка!», «Отжимания!»,
«Обезьянки!», «Сед на группировку!»
5
4. Тема: Комплекс «Акробатика»
Практика: Игры на построение, «Перекаты в группировке!», «Отскоки в
глубоком
приседе!»,
Лодочка,
«Мостики! Качаемся!»,
«Обезьянки»,
«Стойка на руках», «Кувырок вперед через голову».
5. Тема: Подвижные игры. Итоговые спартакиады
Практика: Подвижные игры: салочки; эстафеты; «карлики-великаны» и др.
Спартакиады.
1.4. Планируемые результаты:
Личностные результаты:
Обучающийся будет:
проявлять чувства ответственности, дисциплинированности;
иметь
мотивацию
и
устойчивый
интерес
к
укреплению
здоровья,
физическому и спортивному совершенствованию.
Метапредметные результаты:
Обучающийся приобретёт:
предпосылки учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные
способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом;
улучшенное физическое и психическое состояние здоровья, в следствии
оптимизации двигательного режима и развития психофизических качеств.
Предметные результаты:
Обучающийся будет владеть:
навыками в области технологии сохранения, поддержания и укрепления
здоровья средствами физической культуры и спорта;
знаниями, как осуществлять индивидуальные и групповые действия в
подвижных играх.
Обучающийся будет уметь:
выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов)
для развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости,
ловкости, координации и выносливости);
6
правильно выполнять упражнения (разогрев, плавные и медленные
движения, правильное дыхание).
РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в специально организованном помещении:
спортивный зал.
Спортивный инвентарь и оборудование:
гимнастическая стенка «шведская»;
гимнастические скамейки;
перекладина (турник);
медицинские весы;
ринг или гимнастические маты;
скакалки;
набор гантелей различного веса;
гимнастические обручи;
гимнастические палки.
2. Учебно-методическое и информационное обеспечение
методические материалы для проведения теоретических занятий;
методические разработки занятий;
дидактический материал (карты, схемы, таблицы, и т.д.);
раздаточный материал (тесты, карточки-задания, листы рабочих тетрадей и
т.д.);
инструкции по охране труда и технике безопасности;
экранно-звуковые пособия: аудиозаписи в соответствии с программой
обучения;
мультфильмы, соответствующие тематике программы.
Список литературы для педагога:
1. Капилевич Л. В. Общая и спортивная анатомия: учебное пособие / Л.
В. Капилевич, К. В. Давлетьярова. Томск: изд-во Томского политехнического
7
университета, 2008.
2. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Борисова М.М. Методика физического
воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений. М., 2008.
3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры.
М.:
Физкультура и спорт, 2008.
4. Кириллова Ю. А. О здоровье всерьез. Профилактика нарушения
осанки и плоскостопия у дошкольников/ Детство-Пресс - Москва, 2010.
Нормативно-правовая база:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
1.
29.12.2012 № 273-ФЗ.
СанПиН 2.4.1.3049-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
2.
устройству,
содержанию
образовательных
и
организаций»
организации
режима
(утверждены
работы
дошкольных
постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г.
№ 28)
3.
«Порядок
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утвержден
приказом Министерства Просвещения РФ от 27 июля 2022 года № 629.
4.
Методические рекомендации по составлению дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ, утвержденных приказом
Министерства образования Приморского края от 31 марта 2022 года № 23а330.
2.2. Оценочные материалы и формы аттестации
Аттестация организуется с целью определения уровня и качества
освоения
обучающимися
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы.
При
реализации
программы
используются
текущий
промежуточная аттестация и итоговый контроль.
Текущий контроль осуществляется в процессе каждого занятия.
8
контроль,
Промежуточная аттестация – проводится по итогам освоения части
программы.
Итоговый контроль - оценка уровня и качества освоения обучающимися по
завершению всего обучения по программе.
Опрос – проверка теоретических знаний пройденных тем.
Наблюдение – форма контроля, которая показывает уровень усвоения нового
материала в обучении ребенка в то время, когда он работает или играет (один
или вместе с другими детьми).
Игра – метод проверки теоретических знаний в виде дидактических игр,
викторин, опросов.
1.3.
Методические материалы
Основными формами проведения занятий являются учебная, учебнотренировочная
и
тренировочная.
Дополнительно
используются
контрольная и соревновательная формы.
Учебная
форма
применяется
при
ознакомлении
с
новыми
упражнениями. Цель занятий – показ и объяснение, разучивание, создание
двигательных представлений.
Учебно-тренировочная форма применяется для закрепления техники
упражнений в повторном режиме. Цель занятий – освоение новых и ранее
изученных упражнений с учетом не только общих принципов, но и мелких
деталей, приобретение двигательных умений.
Тренировочная
форма
применяется
для
закрепления
и
совершенствования ранее изученных упражнений с целью создания
прочных двигательных навыков, выработки автоматизма. Отрабатываются
быстрота,
сила,
выносливость,
психологическая
устойчивость
при
выполнении упражнений.
Контрольная форма занятий применяется при проведении зачетов
по
физическому развитию
для
определения
подготовленности детей.
9
фактического
уровня
Соревновательная форма занятий – итоговые спартакиады. Участвуя
в них, дети стремятся максимально проявить свои физические и волевые
качества и адаптироваться к соревновательной обстановке.
Способы и средства выявления, фиксации результатов обучения:
наблюдение;
опрос-игра;
соревнование-игра;
анализ результатов.
Формы предъявления результатов обучения:
фотоальбомы;
видеохроника;
отчетная документация.
Для организации образовательного процесса используются:
методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительноиллюстративный, репродуктивный, игровой; применяются при объяснении
нового материала, закреплении пройденного, отработки навыков;
методы воспитательного воздействия: убеждение, поощрение, упражнение,
стимулирование,
мотивация;
применяются
для
выработки
полезных
образовательных навыков и привычек, формирования личностных качеств –
ответственности и дисциплины.
Педагогические технологии:
здоровьесберегающая – дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика;
информационно-коммуникативная – видеопрезентиции;
игровая – дидактические игры, творческие игры, подвижные игры.
2.4. Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса
Продолжительность
учебного
1 год
года,
неделя
10
36
Количество учебных дней
36
Продолжительность учебных периодов
с 01.09.2025г. по 30.12.2025;
с12.01.2026 по 29.05.2026г.
Возраст детей, лет
5-7
Продолжительность
занятия,
1
академический час
Режим занятий
1 раз в неделю
учебная нагрузка, час
36
2.4. Календарный план воспитательной работы
№ п/п
Мероприятия
Объем/ч.
Срок реализации
1
Соревнования «Веселые старты»
1
24.02.2026
2
Беседа: «Кто спортом занимается,
тот здоровья набирается»
1
18.102025
4
Показательные выступления к Дню
театра
1
5
Спортивная Викторина «Знатоки
спорта»
1
16.04.2026
6
Мероприятие: «9 мая – День
Победы» (выступление на митинге
с. Краснореченский)
1
05.05.2026
26.03.2026
Список литературы
1. Шарманова С.А. Гимнастика в детском саду. Во саду ли, в огороде.
Дошкольное воспитание, 2020.
2. Голинына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном
образовательном
учреждении.
М:
Издательство
Московского
университета, 2020.
3. Сулим Е.В. Детский фитнес. Физическое развитие детей 5-7 лет, 2021.
4. Ильин Е.П. Психология спорта. Санкт-Петербург: Питер, 2021.
11
5. Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. М.:
Просвещение, 2021.
12