Дальнегорск - моя малая Родина

Пояснительная записка
Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной
политики в области дошкольного образования на современном этапе, принятие
Министерством образования и науки РФ «Федеральных государственных требований к
структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образовании, приказ
№ 655 от 25.11.2009г., и концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и
начальное звено), МО РФ, 17.06.2006г. обусловили необходимость важных изменений в
определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском
саду. Эти изменения предусматривают:
 Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.
 Развитие у детей положительного самоощущения.
 Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности
к творческому самовыражению.
 Формирование различных знаний об окружающем мире.
 Стимулирование самостоятельной познавательной, игровой деятельности в
различных видах деятельности
 Развитие коммуникативности в сфере отношения к миру, людям, к себе
 Включение детей в различные формы сотрудничества
Известно, дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда
закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о
человеке, обществе и культуре. И начальным этапом этого процесса может стать
формирование любви к своей малой родине. Модернизация образования, выстраивая
образовательные модели, предлагает решить данную проблему с учетом регионального
опыта и местных условий.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими
социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения,
взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с
любви к своей малой родине – месту, где родился человек.
Любой край, где бы человек не жил, неповторим. У каждого места на земле есть
своя история. Дальнегорск имеет богатую историю, которую должны знать наши дети.
Педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы воспитанники увидели красоту родного
города, преобразования, происходящие в нем каждый год, гордились своей малой родиной
и жителями, которые чтут память своих предков, умножают славу Дальнегорска,
работают ради его процветания.
Основная идея знакомства детей с родным городом заключается в формировании у
детей дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного города,
воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее.
Вариативная часть программы «Дальнегорск – моя маленькая Родина»
формируется участниками образовательного процесса и должна составлять не более 20%
от общего объема всей ООП ДОУ. Содержание вариативной части программы должно
учитывать вид ДОУ, приоритетное направление, специфику жизнедеятельности ДГО –
культура, демография, климат, промышленность, природа и решать основные и
дополнительные
задачи
психолого-педагогической
работы
по
реализации
образовательных областей, формированию интегративных качеств дошкольников.
Цель – заложить ценностные основы духовно – нравственного развития и
воспитания дошкольников.
Задачи:
 Создать условия для духовно – нравственного развития и воспитания
дошкольников.




Способствовать развитию интегративных качеств дошкольников.
Найти эффективные формы взаимодействия с родителями и социумом по
духовно – нравственному развитию и воспитанию дошкольников.

Содержание вариативной части строится на следующих принципах:
 Принцип историзма и научной обоснованности.
Он реализовывается путем сохранения хронологического порядка, описываемых явлений
и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным – давно) и настоящее (в
наши дни).
 . Принцип гуманизации.
Ориентирован на высшие общечеловеческие понятия – любовь к близким, к родному
городу, к Отечеству. Я встаю на позиции ребенка, не игнорирую его чувства и эмоции,
вижу в ребенке полноправного партнера.
 . Принцип дифференциации.
Создать оптимальные условия для самореализации каждого воспитанника в процессе
освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им
опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.
 . Принцип интеграции.
Реализуется этот принцип в совместной деятельности всех участников процесса и
объектов социума – библиотекой, краеведческим музеем и школой. При ознакомлении
дошкольников с историко-культурными особенностями города сочетаются разные виды
деятельности.
 Принцип наглядности
Для того чтобы донести до детей информацию интересно и доступно, необходимо
использовать ряд пособий и игр на основе исторического и краеведческого материала.
Соблюдать требования к культуре показа и к оформлению наглядности.
Планируемый результат освоения детьми вариативной части ООП в ходе
сотрудничества с родителями и представителями социума: к концу учебного года у детей
должны быть сформированы следующие интегративные качества:
 Физически развитый;
 Любознательный, активный;
 Эмоционально отзывчивый;
 Имеющий представление о себе, семье и обществе;
 Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы),
адекватные возрасту;
 Овладевший необходимыми умениями и навыками.
Реализация содержания вариативной части ООП ДОУ может быть реализована в
непосредственно образовательной деятельности, кружках, студиях, в самостоятельной
деятельности, в сотрудничестве с родителями и взаимодействии с социумом.
Уровень сформированности ЗУНов и интегративных качеств предлагаем
отслеживать один раз в год в форме внешней диагностики – концерты, фестивали,
соревнования, выставки, конкурсы; внутренней диагностики – формализованные срезы в
ДОУ.
Литература. Методическая, художественная, историческая, краеведческая,
энциклопедическая подбирается каждым ДОУ самостоятельно с учетом компетентности
педагога, родителей и потребностей детей.
Вариативная часть программы « Дальнегорск – моя маленькая Родина»
состоит из следующих блоков:


Блок «Общественно – историческая жизнь города»






Блок «Архитектура города»
Блок «Трудовые будни города»
Блок «Природа города»
Блок «Японское море и его обитатели»
Младший возраст
(3 – 4 года)

Блок «Общественно – историческая жизнь города»
Задачи: знакомить с родным городом, его названием, традициями, основными
достопримечательностями. Воспитывать чувство любви к родному городу.
Содержание

Формы работы

Интеграция

Название города,
детского сада,
основные
достопримечательности

НОД, целевые
прогулки,
экскурсии,
самостоятельная и
игровая
деятельность детей

Познание, чтение
худ. литературы,
худ. творчество,
коммуникация,
музыка

Взаимодействие
с родителями и
социумом
Фотоальбом,
выставка
рисунков,
совместные
прогулки

Блок «Архитектура города»
Задачи: знакомить детей с обликом родного города (здания, детские площадки, стадионы,
памятники), с правилами поведения в городе, с городским видом транспорта,
элементарными правилами дорожного движения.
Содержание

Формы работы

Виды зданий
(одноэтажные,
многоэтажные,
деревянные,
каменные…),
название транспорта и
его назначение, ПДД

Наблюдения,
экскурсии,
рассматривание
демонстративноиллюстративного
материала, НОД,
самостоятельная и
игровая
деятельность

Интеграция

Взаимодействие
с родителями и
социумом
Познание, чтение
Фотовыставка
худ.литературы, худ. «Мой город»,
творчество,
выставка
коммуникация,
рисунков,
социализация,
совместные
безопасность
прогулки

Блок «Трудовые будни города»
Задачи: знакомить детей с помещениями детского сада, работниками сада и их
трудовыми операциями; учить видеть в окружающей обстановке результаты труда
взрослых; замечать уют и красоту улиц; воспитывать уважение к труду взрослых.
Содержание

Формы работы

Интеграция

профессии

Наблюдения,

Познание, чтение

Взаимодействие с
родителями и
социумом
Совместные

родителей,
работников детского
сада( повар,
строитель, продавец,
водитель,
воспитатель,
помощник
воспитателя, муз.
руководитель)
название помещений
детского сада;

рассматривание
демонстративноиллюстративного
материала, НОД,
беседы
самостоятельная и
игровая
деятельность,
посильная помощь
взрослым

худ.литературы,
прогулки, беседы о
коммуникация,
труде взрослых
социализация,
труд, безопасность

Блок «Природа города»
Задачи: познакомить детей с природой Дальнегорского городского округа (растительным
и животным миром); воспитывать любовь к родной природе
Содержание

Формы работы

Интеграция

Название деревьев,
растений ближайшего
окружения; некоторые
виды домашних,
диких животных и
птиц, особенности их
поведения; сезонные
изменения в природе.

Наблюдения за
растительными и
живыми
объектами;рассмат
ривание
демонстративноиллюстративного
материала, НОД,
беседы
самостоятельная и
игровая
деятельность,
экскурсии в парк.

Познание, чтение
худ. литературы,
коммуникация,
социализация,
труд,
безопасность, худ.
творчество,
физическая
культура, музыка,
здоровье.

Взаимодействие с
родителями и
социумом
Совместные прогулки
экскурсии, уход за
растениями,совместн
ые выставки
рисунков, поделок из
природного
материала

Блок «Японское море и его обитатели»
Задачи: дать представление детям о море и некоторых его обитателях. Формировать
исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и
песком. Воспитывать желание видеть красоту морской природы.
Содержание

Формы работы

Интеграция

Название некоторых
обитателей моря
(морских рыб, птиц,
водорослей),
достопримечательнос
тей морского
побережья

Наблюдения за
растительными и
живыми
объектами;
рассматривание
демонстративноиллюстративного
материала, НОД,

Познание, чтение
худ. литературы,
коммуникация,
социализация,
труд,
безопасность, худ.
творчество,
физическая

Взаимодействие с
родителями и
социумом
Выставки рисунков,
поделок из морского
материала,
изготовление панно и
коллажей

беседы
самостоятельная и
игровая
деятельность,
продуктивное
творчество

культура, музыка,
здоровье.

Средний возраст
(4 – 5 лет)
Блок «Общественно – историческая жизнь города»
Задачи: Продолжать знакомить с родным городом и его историческим прошлым.
Формировать начальные представления о его истории, культуре и традициях. Развивать
интерес к истории родного города.
Содержание

Формы работы

Название памятников
их значение, и
связанных с ними
праздничными
датами, значимость
городского праздника

Наблюдения,
рассматривание
демонстративноиллюстративного
материала (открытки,
иллюстрации,
видеофильмы) НОД,
беседы, чтение худ,
литературы,
проблемные ситуации

Интеграция

Взаимодействие с
родителями и
социумом
Познание, чтение
Выставки
худ. литературы,
рисунков,
коммуникация,
совместное
социализация, худ. посещение музеев,
творчество,
выставок,
музыка.
городского
праздника

Блок «Архитектура города»
Задачи: Расширять представления детей о родном городе, его улицах, архитектурных
сооружениях (уметь различать деревянные и каменные постройки, двухэтажные и
многоэтажные дома). Расширять представления о видах транспорта и его назначении.
Расширять представления о правилах поведения в городе, элементарных правилах
дорожного движения. Воспитывать чувство восхищения своим городом.
Содержание

Формы работы

Интеграция

Виды зданий
(одноэтажные,
многоэтажные,
деревянные,
каменные…),
название транспорта и
его назначение, ПДД в
соответствии с
возрастом; правила
поведения в
общественных местах

Наблюдения,
экскурсии,
рассматривание
демонстративноиллюстративного
материала, НОД,
конструктивно-игровая
деятельность,
посещение
общественных зданий,
находящимся в
ближайшем окружении

Познание,
чтение
худ.литературы,
худ. творчество,
коммуникация,
социализация,
безопасность,

Взаимодействие с
родителями и
социумом
Фотовыставка
«Родной город»,
выставка
рисунков,
совместные
прогулки,
экскурсии по
городу и его
окрестностям

детского сада
Блок «Трудовые будни города»
Задачи: Систематизировать имеющиеся у детей знания о помещениях детского сада, о
работниках сада, условиями и особенностями их труда.Знакомить детей с профессиями
родителей, смыслом трудовых действий. Воспитывать уважение к труду близких
людей,стремиться беречь результаты их труда и
по возможности помогать им.
Познакомить с некоторыми выдающимися людьми, прославившими наш город, вызвать
желание быть похожими на них.
Содержание

Формы работы

профессии родителей,
работников детского
сада ( врач, дворник,
повар, строитель,
продавец, водитель,
воспитатель,
помощник
воспитателя,
муз.руководитель)
назначение
помещений детского
сада;

Наблюдения,
рассматривание
демонстративноиллюстративного
материала, НОД,
беседы
самостоятельная и
игровая деятельность,
посильная помощь
взрослым, труд в
природе.

Интеграция

Взаимодействие с
родителями и
социумом
Познание, чтение
Беседы о труде
худ. литературы,
взрослых,
коммуникация,
экскурсии,
социализация,
создание
труд, безопасность фотоальбома или
,физическая
фотовыставки «О
культура, музыка
людях,
прославивших
себя трудом»,
совместная
трудовая
деятельность в
детском саду и
дома

Блок «Природа города»
Задачи: Расширять знания детей о природе; учить видеть красоту родного края;
воспитывать эмоциональную отзывчивость к окружающему миру.
Содержание

Формы работы

Название некоторых
деревьев, растений
(плодово – ягодных,
травянистых);
некоторые виды
домашних, диких
животных и птиц,
насекомых
,пресмыкающихся;
особенности их
поведения; их роль в
жизни человека;
способы безопасного

Наблюдения за
растительными и
живыми объектами;
рассматривание
демонстративноиллюстративного
материала (видео
фильмы, показ
слайдов), НОД,
беседы,
самостоятельная и
игровая деятельность,
экскурсии в парк,

Интеграция

Взаимодействие с
родителями и
социумом
Познание, чтение Совместные
худ. литературы,
прогулки
коммуникация,
экскурсии, уход за
социализация,
растениями,
труд,
животными;
безопасность, худ. совместные
творчество,
выставки
физическая
рисунков, поделок
культура, музыка, из природного,
здоровье.
материала,
коллажей, панно.

взаимодействия с
ними; сезонные
изменения в природе,
правила поведения в
лесу.

лесополосу, к реке,
водоему;
изготовление поделок
из природного
материала

Блок «Японское море и его обитатели»
Задачи: Познакомить детей с некоторыми растениями и обитателями Японского моря.
Дать представление об экологической защите морских обитателей. Развивать умения
устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести
сезонные наблюдения.
Содержание

Формы работы

Название обитателей
моря (морских рыб,
птиц, водорослей),
достопримечательнос
тей морского
побережья; правила
безопасного
поведения у моря;
сезонные изменения
морского побережья.

Наблюдения за
растительными и
живыми объектами;
рассматривание
демонстративноиллюстративного
материала, НОД,
беседы
самостоятельная и
игровая деятельность,
продуктивное
творчество,
экспериментальная,
проектно –
исследовательская
деятельность

Интеграция

Взаимодействие с
родителями и
социумом
Познание, чтение Выставки
худ.литературы,
рисунков, поделок
коммуникация,
из морского
социализация,
материала,
труд,
изготовление
безопасность, худ. панно и коллажей;
творчество,
фотовыставки,
физическая
участие в
культура,
экологических
музыка,здоровье. проектах.

Старший возраст
(5 – 7 лет)
Блок «Общественно – историческая жизнь города»
Задачи: Продолжать знакомить с родным городом и его историческим прошлым,
политическим устройством, правами и обязанностями граждан.Формировать начальные
представления о его истории, культуре и традициях. Развивать интерес к истории родного
города.
Содержание

Формы работы

Название памятников
их значение, и
связанных с ними
праздничными
датами; значимость
городского праздника;

Наблюдения,
экскурсии,
рассматривание
демонстративноиллюстративного
материала (открытки,

Интеграция

Взаимодействие с
родителями и
социумом
Познание, чтение
Совместное
худ. литературы,
посещение музеев,
коммуникация,
выставок,
социализация, худ. социально
творчество,
значимых
музыка,
объектов,

историческое
прошлое города, герб
города, политическое
устройство, права и
обязанности.

иллюстрации,
видеофильмы) НОД,
беседы, чтение худ,
литературы,
дидактические,
сюжетно – ролевые
игры,
самостоятельная
деятельность,
проектно–
исследовательская и
продуктивная
деятельность.

физическая
культура.

городского
праздника;
проектно –
исследовательская
и продуктивная
деятельность;
создание
информационных
стендов; участие в
мероприятиях
города, создание
предметно –
развивающей
среды.

Блок «Архитектура города»
Задачи: Систематизировать знания детей о родном городе; продолжать знакомить с
достопримечательностями, улицами, микрорайонами; закреплять представления детей об
архитектуре города; дать понятие адреса. Закрепить правила безопасного поведения на
улицах города. Вызывать желание делиться впечатлениями о своем городе. Развивать
умение видеть красоту города.
Содержание

Формы работы

Интеграция

Виды зданий и
сооружений;домашний
адрес; название
транспорта и его
назначение, ПДД в
соответствии с
возрастом; правила
поведения в
общественных местах,
безопасное поведение
дома и на улице;

Наблюдения,
экскурсии,
рассматривание
демонстративноиллюстративного
материала, НОД,
конструктивно игровая деятельность,
посещение музея,
библиотек, выставок,
моделирование.

Познание, чтение
худ.литературы,
худ. творчество,
коммуникация,
социализация,
безопасность.

Взаимодействие с
родителями и
социумом
Фотовыставка,
выставка рисунков,
создание
совместных
проектов, макетов;
совместные
прогулки,
экскурсии по
городу и его
окрестностям;
посещение музея,
библиотек,
выставок.

Блок «Трудовые будни города»
Задачи: Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой родного
города: с трудом горняков, химиков, лесорубов, рыбаков, работников сельского хозяйства,
работников различных видов транспорта, пожарных, сотрудников полиции, работников
культуры, менеджеров, сотовых операторов. Показывать результаты труда и его
общественную значимость. Учить бережно относиться к продуктам труда.
Содержание

Формы работы

Интеграция

Профессии,

Наблюдения,

Познание, чтение

Взаимодействие с
родителями и
социумом
Беседы о труде

связанные со
спецификой родного
города(горняк,
химик, лесоруб,
рыбак, работники
сельского хозяйства),
современные
профессии
(менеджер, оператор
сотовой связи,
телеведущий);
знаменитые люди
города;
промышленность
ДГО.

рассматривание
демонстративноиллюстративного
материала, НОД,
беседы
самостоятельная и
игровая
деятельность;
поисковая и
проектно –
исследовательская
деятельность;
участие в городских
и общесадовских
субботниках.

худ. литературы,
коммуникация,
социализация,
труд,
безопасность,физ
ическая культура,
музыка.

взрослых,
экскурсии, создание
фотоальбома или
фотовыставки «О
людях,
прославивших себя
трудом», совместная
трудовая
деятельность;
поисковая
деятельность;
создание предметно
–развивающей
среды.

Блок «Природа города»
Задачи: Систематизировать знания о природе родного края; дать знания об особенностях
сезонных изменений; познакомить с природоохранной деятельностью человека, с
правилами поведения людей в природе. Дать понятие экология, экосистема на примере
тайги, реки, моря.
Содержание
Причинно –
следственные связи
между природными
явлениями;
понимание того, что
жизнь человека
зависит от
окружающей среды;
правильное поведение
в природе;
сезонные изменения в
природе;

Формы работы

Интеграция

Взаимодействие с
родителями и
социумом
Совместные
прогулки
экскурсии, уход за
растениями,
животными;
совместные
выставки
рисунков, поделок
из природного
материала,
создание
коллажей, панно;
участие в
экологических
конкурсах, акциях.

Наблюдения за
Познание, чтение
растительными и
худ. литературы,
живыми объектами; коммуникация,
рассматривание
социализация,
демонстративнотруд,
иллюстративного
безопасность, худ.
материала (видео
творчество,
фильмы, показ
физическая
слайдов), НОД,
культура,
беседы,
музыка,здоровье.
самостоятельная и
игровая
деятельность,
экскурсии в парк,
лесополосу, к реке,
водоему;
изготовление
поделок из
природного
материала;
экологические
проекты.
Блок «Японское море и его обитатели»
Задачи: Закрепить умения различать по внешнему виду и называть некоторых морских
обитателей. Способствовать осмыслению воспринимаемой информации при помощи
художественного слова. Воспитывать желание познавать тайны морских глубин,

развивать исследовательскую деятельность в данном направлении. Расширять имеющиеся
представления о богатстве и многообразии растительного и животного мира Японского
моря. Формировать осознанно - правильное отношение к объектам живой природы.
Содержание

Формы работы

Название обитателей
моря (морских рыб,
птиц, водорослей),
достопримечательнос
тей морского
побережья; правила
безопасного
поведения у моря;
сезонные изменения
морского побережья;
природоохранная
деятельность
человека; понятие
экология, экосистема.

Наблюдения за
морскими
растительными и
живыми объектами;
объектами неживой
природы;
рассматривание
демонстративноиллюстративного
материала, НОД,
беседы
самостоятельная и
игровая
деятельность,
продуктивное
творчество,
экспериментальная,
проектно –
исследовательская
деятельность.

Интеграция

Взаимодействие с
родителями и
социумом
Познание, чтение Выставки
худ.литературы,
рисунков, поделок
коммуникация,
из морского
социализация,
материала,
труд,
изготовление
безопасность, худ. панно и коллажей;
творчество,
фотовыставки,
физическая
участие в
культура, музыка, экологических
здоровье.
проектах,
конкурсах;
природоохранной
деятельности;
поездки к морю.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».